РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 4)

Размышление о человеке и людях читать Эволюция человека путем естественного коллективного отбора. Формирование языков, морали, сознания 4

Так что, хочешь стать человеком, создай что-то свое, особенное. Первым истинно человеческим достижением в биологии этого ге­роического существа, совершившего переворот в природе, стало его человеческое лицо. «Лицо - это цветок на стебле, который зовется человеком, - сказал сербский писатель И. Андрич, - цветок этот всегда в движении, выражение его постоянно меняется, на нем отражается то смех, то восторг, то задумчивость». Наше лицо - ре­зультат настоятельной потребности в общении. Согласованная ра­бота сорока семи мышц под аккомпанемент светосимфонии сияния глаз превратили лицо в изощренный инструмент общения.

Фрагментарный успех на этом пути есть и у животных. Почему, например, глаза у собаки очень выразительны, а у кошки - нет? Потому, что кошка является потомком индивидуальных животных, а собака несет в себе инстинкты волчьей стаи, в которой сущест­вуют зачатки общения.

Однако мимика - это язык индивидуального общения. Когда ка­кой-либо член племени пытался «рассказать» о своих приключениях многочисленным соплеменникам, то на «галерку» почтенного собра­ния его игра бровью или раздутые ноздри впечатления не производи­ли, и ему приходилось жестикулировать, приплясывать и выразитель­но мычать, чтобы его информация преодолела пространство, разде­ляющее его со зрителями. Если же требовалось подвигнуть соплемен­ников на поход в соседний лес с целью расправы с неким коварным врагом, автор этой идеи должен был увлечь в свою пляску других бойцов и отработать технологию совместного поведения в ходе свое - образных маневров. Постепенно возникли стереотипы таких коллек­тивных плясок применительно кразличным задачам. Из этих повто­ряющихся раз за разом фрагментов коллективных действий складыва­лись ритуальные танцы. Для достижения слаженности движений во время этих танцев, они сопровождались звуковым оформлением: го­лосами, притоптываниями, похлопываниями, а потом и звучаньем прообразов музыкальных инструментов. Так возникла музыка.

Музыка оказывает необычайно сильное и глубокое эмоциональ­ное воздействие. Она проникает в недра души, затрагивает самые сокровенные струны человеческого существа и поэтому кажется чем-то изначальным, сугубо природным, представляется резонан­сом внешних ритмов с, так сказать, собственными частотами души. Однако на животных наша музыка никакого впечатления не произ­водит, если только их специально не обучили реагировать на нее с задействованием других, существенных для животного факторов. Это говорит о человеческом, социальном происхождении музыки.

Итак, музыка сопровождала всевозможные ритуалы, являвшиеся в период до возникновения вербального языка основными регулято­рами коллективных действий. Она как бы нанизывала на свои ритмы эмоции обрядов, имитирующих сцены охоты, битвы с врагом, свадьбы, мольбы богам, воззвания к природным стихиям, погребальные сцены, рождения детей, прославления героев и наказания трусам. Постепенно в музыке оказался закодированным весь спектр челове­ческих эмоций и чувств, сложился своеобразный эмоциональный словарь аккордов и ритмов, которым и пользуются композиторы до сего дня. Обретая собственное качество, музыка начала обособляться от ритуалов, которые сопровождала, и постепенно получила само­стоятельное значение в качестве языка чувств, именно человеческих чувств, возникших из совместных действий людей, из общения. По­скольку этот язык гораздо более древний, чем вербальный, он успел врасти в человеческие инстинкты и с ними проник в генофонд чело­вечества. Подобно тому, как потребность общения в процессе совме­стной деятельности прорисовала в человеческом облике лицо, она же создала в его психике область восприятия музыки, своего рода деко­дер звуков в человеческие чувства.