РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 63)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 63

Карьера подобного функционера в искусстве показана в работе «Пьер Грассу». Ее герой, Грассу, прибыл в Париж, чтобы посту­пить приказчиком к торговцу красками, но вдруг стал рисовать. Он был добросовестным трудягой, но бог дал ему абсолютную свободу от таланта. Грассу стал хорошим копиистом, подражателем, но был напрочь лишен созидательной творческой мысли. Люди искусства смеялись над ним, но он сносил все насмешки и продолжал портить холст и краски. Ориентиром для Грассу являлись не художники, а торговцы художественными произведениями. Эти же люди были ему куда как понятнее. «Все вы очень уж много о себе мните, - го­ворит ему один такой специалист. - На картине красок на шесть су, а вам подавай за нее двести франков». Грассу был «славный ма­лый», покладистый, с которым дельцам удобно иметь дело. Потому они охотно с ним взаимодействовали и создали ему имидж модного художника. Увидев ярлык, обыватели тут же бросились к Грассу заказывать ему портреты, дабы увековечить свои румяные мяси­стые физиономии. «У буржуа есть веский довод, побуждающий их обращаться именно к этому художнику: «Что ни говори, а он еже­годно вносит двадцать тысяч франков своему нотариусу», - объяс­няет Бальзак. - Напав наконец на золотую жилу, Грассу подтвердил своим успехом то жестокое правило, благодаря которому во всех слоях общества процветают жалкие посредственности, получившие право избирать по своему вкусу выдающихся людей; они, понятно, избирают себе подобных и ведут ожесточенную войну с подлинными талантами».

В частной жизни тоже нет отдохновения страждущим душам. Брак, как и все в этом мире, превращен в торговую сделку. Собст­венность, состояния, поместья, деньги сводят и разводят мужчин и женщин, а не их чувства. Закономерным следствием этого стало полное отделение чувств от семейной жизни. Любовные утехи - на стороне, а в семье - ложь, скрытая ненависть и бесконечные интри­ги вокруг собственности, интриги между мужем и женой, родите­лями и детьми, сестрами и братьями. В книге «Полковник Шабер» юрист говорит: «Чего я только не нагляделся, выполняя свои обя­занности! Я видел, как на чердаке умирал нищий отец, брошенный своими дочерьми, которым он отдал восемьдесят тысяч ливров го­довой ренты; видел, как сжигали завещания, видел, как матери ра­зоряли своих детей, как мужья обворовывали своих жен, как жены медленно убивали своих мужей».

Совершив честный поступок, связанный с денежной потерей, граф д' Эспар прослыл чудаком, а жена с помощью интриг доби­лась признания его слабоумным и получила право распоряжаться собственностью.

Бальзак показывает, что брачный контракт превращает брак в проституцию. Вкниге «Тридцатилетняя женщина» говорится: «Вы предаете позору несчастные существа, продающиеся за несколько экю первому прохожему: голод и нужда оправдывает эти мимолет­ные союзы; но общество терпит, поддерживает союз еще более ужас­ный - союз молодой невинной девушки с мужчиною, которого она не знает и трех месяцев: она продана на всю жизнь. Правда, цена очень велика!.. Такова наша судьба, если смотреть на нее с двух сторон: проституция публичная и позор, проституция тайная и несчастье. красота, добродетель не являются ценностями на нашем человече­ском базаре, и вы еще называете обществом это логово эгоизма!»