РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 39)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 39

При всех своих достижениях Цезарь, тем не менее, оказался в чрезвычайно сложном положении, поскольку Помпей переиграл его стратегически, Будучи гражданином республики, Помпей берег сограждан и стремился выиграть войну с минимальными потерями. Цезарь же похвалялся величиною урона, нанесенного им римской армии, и в мемуарах завышал потери республиканцев. Такой на­строй стал одним из факторов его успеха. Победив при Диррахии, Помпей остановил избиение побежденных, тогда как Цезарь в Фар- сальском сражении, наоборот, усилил элемент жестокости войны, приказав своим ветеранам направлять копья прямо в лицо римским новичкам.

Принеся Отечеству чудовищные беды, Цезарь прекрасно чувст­вовал себя в обстановке всеобщего горя и страдания. Он принудил к сожительству полностью зависимую от него семнадцатилетнюю Клеопатру, бравировал легким успехом в столкновении с Фарна- ком. Каково-то было читать утопающему в крови Риму его залих - ватское: «Пришел, увидел, победил»?

Так Цезарь в конце концов воцарился в Риме, но вскоре был убит, точнее растерзан сенаторами из числа как своих исконных соратников, так и милосердно прощенных врагов. Увы, даже чрез­вычайно успешное паразитирование на людских бедах не принесло ему счастья.

Цезарь в концентрированном виде воплощал в себе человече­ские свойства,затребованные разлагающимся обществом, потому лучше других сумел реализовать в своей деятельности основные тенденции времени, благодаря чему и победил. Однако римское общество не было однородным, агрессивно наступавшая античело­вечность еще не стала абсолютной владычицей и достигала побед лишь благодаря эксплуатации идейно, а значит, и нравственно ос­копленных масс. Абсолютная однополярность Цезаря, с одной сто­роны, облегчила ему путь к успеху, но с другой, заставила времен­но прозреть и возмутиться отмирающую нравственность римлян.«Я победил Цезаря, - сказал перед смертью Катон, - то, что раньше видел я один, теперь увидели все, теперь все граждане поняли, кто есть Цезарь». Поэтому даже после истребления лучших из римлян, самые слабые, самые трусливые и раболепные, первоначально со­гласившиеся угодничать перед диктатором, все-таки воспряли ду­хом и уничтожили тирана. Однако римляне уже не могли возродить республику, потому монархия вновь вернулась в их Город, чтобы силой удержать то, что распалось по существу, только в дальней­шем она действовала под прикрытием лицемерия, используя как бы мумию республиканской формы правления.

Катон являл собою противоположный полюс политического спектра последних десятилетий Римского государства, это был республиканец в чистом виде.

В отличие от Помпея или Цицерона Катон «не хватал звезд с неба», но благодаря цельности своей личности в итоге превзошел всех на избранном поприще. Его главным достоинством было чув­ство истины. Он легко разгадывал все интриги врагов, и тот же Це­зарь был для него прозрачен, как медуза.

Еще подростком Марк Катон бросил вызов тому, перед кем ра­болепствовали самые видные мужи всего Средиземноморского ми­ра. На форуме при большом стечении народа он подступил к Лу­цию Корнелию Сулле и объявил его преступником. Далее Марк обстоятельно обосновал свое заявление. Сулла вынужден был мол­ча проглотить все упреки. Ответить ему было нечего, поскольку обвинения являлись справедливыми, а применять силу против мальчика - значило в худшем виде подтвердить его слова. И тогда непобедимый диктатор, одолевший могущественнейших царей Азии и Африки, вождей Германии, Италии и самого Рима, впервые потерпел поражение, нравственное поражение.