Эти существа руководствовались совсем другими нормами поведения в сравнении с исконными. Для них не существовало чести, истины, верности, патриотизма, любви и дружбы; все заменял расчет, оборачивавшийся в итоге денежной прибылью или продвижением по лестнице магистратур. Это раздражало римлян традиционного воспитания. Однако дельцы и политики, принявшие на вооружение их методы, преуспевали. Благополучие таких людей озадачивало остальных, порождало сомнения. У добропорядочных граждан возникало ощущение неправильности жизни. Они мучительно гадали, где сокрыт порок: в общественном устройстве, позволяющем добиваться успеха дурным людям, или же в них самих, в их, может быть, устаревшем мировоззрении. Новые нравы завоевывали Рим, вербуя себе все больше сторонников, особенно среди неудачников и молодежи. Люди, лишенные созидательных способностей, вдруг обнаружили, что благодаря деньгам они могут восторжествовать над любым талантом, любым героем. Беспринципная посредственность теперь праздновала победу над честной гениальностью.
Надо отметить, что гениальность не отделима от честности. Людям, обладающим большими способностями, выгодно иметь справедливое общество, в котором они царят естественным образом на радость себе и другим. В нормальных условиях им не надо хитрить и обманывать сограждан, чтобы оказаться на вершине, для этого им достаточно реализовать свое естество, быть самими собою. Но в обществе иного рода таланты могут иметь некоторый успех, лишь поступив в услужение к богатой бездарности.
Помимо агрессивных бездарностей новый образ действий привлекал молодежь. Во-первых, молодые люди поверхностно воспринимают жизнь и поэтому падки на внешние эффекты, а во- вторых, им не терпится поскорее достичь высокого положения, наконец, в-третьих, формальный успех любят женщины как наиболее доступный их пониманию, что также стимулирует молодежь к погоне за легкой удачей.
Не все римляне были дельцами, но нравы бизнеса приносили успех и в другихобластях жизнедеятельности. Поэтому они всеглубже внедрялись в римское общество, постепенно овладевали политической и военной сферами. Люди все менее были соратниками и все в большей степени становились конкурентами. Поскольку количественный характер факторов престижа позволяет скрыть способ деятельности, которым добывается успех, это обстоятельство устраняет из сферы реальной жизни благородство, великодушие, честность. Все качества, приносившие успех в условиях коллективного отбора, теперь становились обузой в делах. Помните знаменитое «Боливар не выдержит двоих», одинаково убийственное и для дорожных бандитов и в устах банкира? Однако представления о законах коллективного выживания людей укоренились не только в сознании, но и в фундаментальных слоях психики, поэтому отторгнуть их разом невозможно, и отказ от них шел ступенчато. Сначала отрицание морали происходило под прикрытием лицемерия, затем нравственность подвергалась поруганью через насмешки и цинизм, а уж потом ее, униженную, опозоренную, изгоняли из порядков и законов общества. Вместо заслуг перед Отечеством теперь прежде всего ценились деньги или богатство вообще, вместо ума и образования - тоже деньги, уважение сменилось пресмыкательством и завистью, желание быть по достоинству оцененным равными личностями уступило место стремлению восторжествовать над другими, унизить их, поработить. «Когда-то искали дружбы, а теперь ищут добычи», - писал Сенека. А в итоге получалось, по Платону: «Сколько рабов, столько врагов».