РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 30)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 30

Эти существа руководствовались совсем другими нормами пове­дения в сравнении с исконными. Для них не существовало чести, истины, верности, патриотизма, любви и дружбы; все заменял рас­чет, оборачивавшийся в итоге денежной прибылью или продвижени­ем по лестнице магистратур. Это раздражало римлян традиционного воспитания. Однако дельцы и политики, принявшие на вооружение их методы, преуспевали. Благополучие таких людей озадачивало остальных, порождало сомнения. У добропорядочных граждан воз­никало ощущение неправильности жизни. Они мучительно гадали, где сокрыт порок: в общественном устройстве, позволяющем доби­ваться успеха дурным людям, или же в них самих, в их, может быть, устаревшем мировоззрении. Новые нравы завоевывали Рим, вербуя себе все больше сторонников, особенно среди неудачников и моло­дежи. Люди, лишенные созидательных способностей, вдруг обнару­жили, что благодаря деньгам они могут восторжествовать над лю­бым талантом, любым героем. Беспринципная посредственность те­перь праздновала победу над честной гениальностью.

Надо отметить, что гениальность не отделима от честности. Людям, обладающим большими способностями, выгодно иметь справедливое общество, в котором они царят естественным обра­зом на радость себе и другим. В нормальных условиях им не надо хитрить и обманывать сограждан, чтобы оказаться на вершине, для этого им достаточно реализовать свое естество, быть самими со­бою. Но в обществе иного рода таланты могут иметь некоторый успех, лишь поступив в услужение к богатой бездарности.

Помимо агрессивных бездарностей новый образ действий при­влекал молодежь. Во-первых, молодые люди поверхностно вос­принимают жизнь и поэтому падки на внешние эффекты, а во- вторых, им не терпится поскорее достичь высокого положения, на­конец, в-третьих, формальный успех любят женщины как наиболее доступный их пониманию, что также стимулирует молодежь к по­гоне за легкой удачей.

Не все римляне были дельцами, но нравы бизнеса приносили успех и в другихобластях жизнедеятельности. Поэтому они всеглубже внедрялись в римское общество, постепенно овладевали политической и военной сферами. Люди все менее были соратни­ками и все в большей степени становились конкурентами. По­скольку количественный характер факторов престижа позволяет скрыть способ деятельности, которым добывается успех, это об­стоятельство устраняет из сферы реальной жизни благородство, великодушие, честность. Все качества, приносившие успех в усло­виях коллективного отбора, теперь становились обузой в делах. Помните знаменитое «Боливар не выдержит двоих», одинаково убийственное и для дорожных бандитов и в устах банкира? Однако представления о законах коллективного выживания людей укоре­нились не только в сознании, но и в фундаментальных слоях пси­хики, поэтому отторгнуть их разом невозможно, и отказ от них шел ступенчато. Сначала отрицание морали происходило под прикры­тием лицемерия, затем нравственность подвергалась поруганью через насмешки и цинизм, а уж потом ее, униженную, опозорен­ную, изгоняли из порядков и законов общества. Вместо заслуг пе­ред Отечеством теперь прежде всего ценились деньги или богатст­во вообще, вместо ума и образования - тоже деньги, уважение сме­нилось пресмыкательством и завистью, желание быть по достоин­ству оцененным равными личностями уступило место стремлению восторжествовать над другими, унизить их, поработить. «Когда-то искали дружбы, а теперь ищут добычи», - писал Сенека. А в итоге получалось, по Платону: «Сколько рабов, столько врагов».