РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 94)

Размышление о человеке и людях читать История людей в зеркале истории цивилизаций 94

Чтобы подвести итог, следует еще раз вернуться к самому главно­му и самому сладкому фетишу всей этой философии - понятию сво­боды. Свобода, по экзистенциализму, - это независимость выбора че­ловека от внешних условий. Когда действия ничем не обусловлены, они являются актом истечения экзистенции. Если индивид станет счи­таться с необходимостью, то тем самым он отречется от себя. (Прямо- таки философия подростка: сделай назло, наоборот должному, и ты самоутвердишься, тебя заметят одноклассницы). Сущность такой сво­боды состоит в том, чтобы произвольно принимать или отвергать лю­бые мотивы, аргументы, основания. «Быть свободным, не означает достигать какой-то цели, а определять самого себя в отношении жела­ния. Свобода рассматривается как иррациональная стихия, которая владеет человеком, вместо того, чтобы он владел ею».

Подростковая трактовка свободы пришлась по нраву художни­кам, писателям, кинематографистам, не желающим утруждать себя изображением жизни. Журналисты, пожалуй, лучше всех воспри­няли идеи экзистенциализма. «Если «горячих» фактов не удается найти, приходится их выдумывать», - говорят они, и эта формула удовлетворяет всем канонам экзистенциальной «свободы». Филь­мы 60-70-х годов прошлого века принесли изобильный урожай портретов личностей, освобождающихся от «общественных пут». Впоследствии понимание этого процесса упростилось настолько, что его стали именовать «избавлением от комплексов», то есть сле­дование законам общественного взаимодействия воспринимается теперь как комплекс неполноценности, психическая болезнь.

В одном известном фильме мы видим студентку, которая во время каникул решила податься на курорт, и там избавиться от всех комплек­сов. Она, в полном соответствии с рассмотренной нами «наукой», осво­бодилась от всех норм морали, стыда, обязательств перед кем-либо и вчувствовалась в себя, стремясь извлечь на поверхность бытия своискрытые, «подлинные» желания. И что же при этих обстоятельствах могла почувствовать юная, крепкая физически девица? Естественно, она быстро обнаружила у себя самое чувствительное место, которое тут же освободила от пут одежды, как прежде - от комплексов. Студентка принялась активно жить освобожденными чувствами, и лишь благодаря великодушию сценария ее миновали венерические болезни и неприят­ности похуже. Другим освободительницам своего «подлинного я» мало секса, и их «основному инстинкту» требуется острая приправа в виде крови и смерти. Для третьих - тоже «настало время убивать», для чет­вертых - высасывать кровь из свежих трупов. Одна дама, которой также оказалось мало секса (или денег), не долго думая, решила поправить дело простейшим способом - устроить себе много секса. Она отдалась сразу более чем 600 самцам (назвать этот контингент мужчинами было бы слишком большим цинизмом). Сразу после установления «мирового рекорда» она, не сходя с пьедестала своей славы, дает интервью телеви­зионной ведущей этого замечательного современного реалити-шоу.(Все-такинам еще далеко до «цивилизованного мира», наши «реалити- шоу» уступают в «реалитичности» западным).