Статьи

Авиакомпания Lufthansa готовится к переходу на биокеросин
25.05.2013


Крупнейшая в Европе немецкая авиакомпания Lufthansa объявила о своем намерении перевести самолеты выполняющие регулярные коммерческие рейсы на биотопливо. Но перед тем, как начать использовать новый вид топлива, Lufthansa совместно с европейской корпорацией Airbus, планируют провести предварительные пробные испытания. С этой целью один из самолетов A321, выполняющий рейсы по маршруту Гамбург — Франкфурт, станет частично заправляться топливом «растительного» происхождения.

Начало проекта под названием Burn Fair, согласно которому и пройдут испытания пассажирского A321 на биокеросине, запланировано на апрель 2011 г. В этом необычном проекте, помимо уже названных Lufthansa и Airbus, также примут участие компания Neste Oil и федеральное правительство Германии. Финская нефтяная компания Neste Oil берет на себя обязательство обеспечить проект биотопливом, произведенным по собственной технологии NexBTL. А правительство Германии окажет этой экологической инициативе свою финансовую поддержку в размере 2,5 млн евро. Так как мирового опыта использования подобных самолетов на регулярных авиарейсах еще нет, немецкой авиакомпании придется столкнуться с решением ряда организационных и технических вопросов связанных с переходом на биотопливо.

 

Главная проблема, которой будет уделяться ключевое внимание — это безопасность, ведь авиация, всегда, предъявляла повышенные требования к надежности и безотказности двигателей. И, естественно, не следует думать, что немецкая авиакомпания решила провести «эксперимент» на ничего не подозревающих пассажирах.

Все необходимые испытания и исследования, конечно, уже проводились, но чтобы дополнительно перестраховаться, первый коммерческий самолет на биотопливе будет таким лишь «наполовину». Все дело в том, что на экспериментальном A321 только один из двух двигателей будет работать на смеси (50 на 50) керосина и биотоплива. И только по завершению шестимесячных испытаний, если двигатель IAE V2500 покажет свою полную «работоспособность», авиакомпания Lufthansa перейдет к более широкому применению биотоплива.

Помимо безопасности «гибридного» A321, немецкой авиакомпании, предстоит еще позаботиться о переоборудование заправочных комплексов, а также внести некоторые изменения в привычные планы полетов. В рамках проекта Burn Fair авиакомпания Lufthansa планирует переоборудовать для заправки биотопливом, пока, только инфраструктуру аэропорта Гамбурга.

Поэтому самолет участвующий в эксперименте придется переводить на «постоянный» маршрут, одним из обязательных пунктов назначения которого и станет Гамбург. А такая «прямолинейная» схема движения самолетов, в наше время, по большей части, заменяется на своеобразный «круговорот», когда один и тот же самолет используется на разных направлениях.

Выше перечислялись лишь сложности, но что же собственно сможет дать переход коммерческой авиации на альтернативные виды топлива. Прежде всего, частичный отказ от керосина в пользу «растительного» топлива, поможет авиакомпаниям заметно снизить уровень парниковых газов, которые ежегодно выбрасываются в атмосферу.

По заявлениям представителей Lufthansa, в случае успеха нынешнего проекта, авиакомпания готова уже к 2020 г перевести на биокеросин, весь свой парк самолетов. Хотя следует заметить, что речь не идет об использовании 100% биотоплива. Так, если попробовать сравнить биокеросин с автомобильными видами биотоплива, то его можно будет приравнять к стандарту E10, т.е. доля «зеленого» топлива в нем составит не более 10%. Тем не менее, даже такая незначительная «примесь» биотоплива, позволит сократить только ежегодных выбросов двуокиси углерода (СО2) на 2,7 млн тонн.

Причем это касается лишь самолетов авиакомпании Lufthansa. Кроме этого биокеросин, производящийся финской Neste Oil, помимо своего меньшего веса (по сравнению с обычным авиакеросином) обладает еще и большей (на 4%) теплоемкостью. И в итоге, эти особенности биотоплива, за счет меньшей массы и лучшей теплоты сгорания, помогут даже несколько уменьшить общий расход топлива. Хотя его преимущества очевидны, перевести современную авиацию на «экологическое» топливо, в ближайшем а, возможно, и отдаленном будущем, будет невозможно. А главная причина заключается в том, что мировое производство возобновляемых видов топлива, просто не сможет покрыть того огромного спроса, который создадут авиакомпании.